Описание
ТЕСТИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
1. философия осуществляет рефлексию современной ей культуры;
2. философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя;
3. философия способствует улучшению характеров людей;
4. философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире.
2. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
1. ход истории зависит от направленности мышления философов;
2. философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время;
3. философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени;
4. мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут.
3. Онтология – это:
1. учение о всеобщей обусловленности явлений;
2. учение о сущности и природе науки;
3. учение о бытии, о его фундаментальных принципах;
4. учение о правильных формах мышления.
4. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания
1. эстетика;
2. этика;
3. онтология;
4. гносеология.
5. Для идеализма характерно утверждение:
1. первично сознание, материя независимо от сознания не существует;
2. материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга;
3. это строгая непротиворечивая система суждений о природе;
4. первично сознание, материя не существует.
6. Для дуализма характерен тезис:
1. первично сознание, материя независимо от сознания не существует;
2. материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга;
3. это строгая непротиворечивая система суждений о природе;
4. первично сознание, материя не существует.
7. Отрицают возможность познания мира:
1. материалисты;
2. агностики;
3. догматики;
4. позитивисты.
8. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:
1. карма;
2. сансара;
3. жэнь;
4. мокша.
9. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:
1. нирвана;
2. сансара;
3. жэнь;
4. дао;
10. Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:
1. закон, управляющий миром;
2. высший разум;
3. субстанцию всех вещей;
4. мировую гармонию.
11. В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:
1. жэнь;
2. инь;
3. дао;
4. ли;
12. К древнеиндийским философским текстам относятся:
1. упанишады;
2. дао-дэ-цзин;
3. лунь-Юй;
4. книга перемен;
13. Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:
1. Сократом;
2. Конфуцием;
3. Протагором;
4. Буддой.
14. Основным принципом античной философии был:
1. космоцентризм;
2. теоцентризм;
3. антропоцентризм;
4. сциентизм.
15. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
1. Пифагору;
2. Протагору;
3. Евклиду.
16. Впервые понятие бытия в философии употребил:
1. Боэций;
2. Плотин;
3. Парменид;
4. Г.В.Ф.Гегель.
17. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:
1. пифагорейцы;
2. элеаты;
3. милетцы;
4. эпикурейцы.
18. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?
1. Фалес;
2. Гераклит;
3. Платон;
4. Демокрит.
19. Впервые выразил идею атомистического строения материи:
1. Гераклит;
2. Демокрит;
3. Платон;
4. Диоген Синопский.
20. Знание по Сократу тождественно:
1. чувствам;
2. мудрости;
3. моральным законам;
4. добродетели.
21. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:
1. И.Кант;
2. Аристотель;
3. Платон;
4. Демокрит.
22. Философ, считавший логику главным орудием познания:
1. Платон;
2. Аристотель;
3. Демокрит;
4. Пифагор.
23. Согласно Аристотелю, в человеческую душу НЕ входит:
1. животная душа;
2. растительная душа;
3. минеральная душа;
4. разумная душа.
24. Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:
1. надо во всём себе отказывать;
2. надо жить для блага других;
3. надо наслаждаться жизнью;
4. надо служить богам и делать добро.
25. Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:
1. киников;
2. неоплатоников;
3. стоиков;
4. эпикурейцев.
26. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
1. креационизм;
2. диалектика;
3. дуализм;
4. монотеизм.
27. Главная задача христианских апологетов состояла в:
1. в доказательстве бытия Бога;
2. в обосновании преимуществ христианства перед язычеством;
3. в переводе Священного писания на европейские языки;
4. в создании целостного христианского мировоззрения.
28. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
1. апологетика;
2. патристика;
3. схоластика;
4. экзегетика.
29. Схоластика – это:
1. философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога;
2. тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем;
3. теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе;
4. учение о происхождении Бога.
30. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:
1. Фомы Аквинского;
2. Демокрита;
3. Гуго Сен-Викторского;
4. Тертуллиана.
31. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
1. человек;
2. Бог;
3. природа;
4. космос.
32. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
1. Фр.Петрарка;
2. Фома Аквинский;
3. Дж.Бруно;
4. К.Птолемей.
33. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:
1. пантеизм;
2. деизм;
3. провиденциализм;
4. теизм.
34. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
1. рационализм;
2. сенсуализм;
3. скептицизм;
4. агностицизм.
35. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:
1. Р. Декарт;
2. Фома Аквинский;
3. Вольтер;
4. Ф. Бэкон.
36. Основное утверждение эмпиризма:
1. высший вид познания – интуиция;
2. всё знание человека основывается на опыте;
3. мир в принципе не познаваем;
4. всё подвергать сомнению.
37. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»:
1. Р. Декарт;
2. Ф. Бэкон;
3. Дж. Беркли;
4. Вольтер.
38. Теории «общественного договора» придерживался:
1. Платон;
2. Т. Гоббс;
3. Аристотель;
4. Г. В. Ф. Гегель.
39. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:
1. монада;
2. идея;
3. апейрон;
4. материя.
40. Представителем субъективного идеализма является:
1. Дж.Беркли;
2. Дж.Локк;
3. Т.Гоббс;
4. Ф.Бэкон.
41. Центральная философская проблема Д. Юма:
1. познание;
2. материя;
3. движение;
4. бытие.
42. Основная идея философии французского Просвещения:
1. приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества;
2. агностицизм;
3. клерикализм;
4. приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества.
43. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:
1. собственность;
2. власть;
3. наследственность;
4. воспитание.
44. В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:
1. мире «вещей самих по себе»;
2. мире опыта;
3. о какой-либо части целого;
4. конкретном событии.
45. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:
1. природная доброта;
2. нравственный долг;
3. соблюдение общественных норм;
4. разумность и осмысленность поведения.
46. Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является:
1. мировой дух;
2. природа;
3. деятельность героев и вождей;
4. дух народов.
47. К представителям «философии жизни» относится:
1. Ф. Ницше;
2. И. Фихте;
3. К. Поппер;
4. Дж. Локк.
48. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:
1. А. Шопенгауэр;
2. О. Шпенглер;
3. В. Дильтей;
4. Г. Зиммель.
49. Родоначальник позитивизма:
1. Огюст Конт;
2. Фридрих Ницше;
3. Анри Бергсон;
4. Эдмунд Гуссерль.
50. Иррационалистическое направление в философии XX века:
1. экзистенциализм;
2. неопозитивизм;
3. структурализм;
4. прагматизм.
51. Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома:
1. Один;
2. Сет;
3. Гор;
4. Род.
52. Духовный лидер нестяжателей:
1. Иосиф Волоцкий;
2. Нил Сорский;
3. Серапион Владимирский;
4. Юрий Крижанич.
53. В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир:
1. книге;
2. шару;
3. человеку;
4. дому.
54. Масонство было привнесено в Россию из:
1. Англии;
2. Византии;
3. Швеции;
4. Ирана.
55. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:
1. В. Соловьевым;
2. П. Чаадаевым;
3. А. Хомяковым;
4. А. Герценом.
56. Центральная идея философии славянофила И.В. Киреевского:
1. цельность духовной жизни;
2. равенство всех людей;
3. приоритет государства перед церковью;
4. любовь ко всему живому.
57. Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма:
1. В.С. Соловьев;
2. Н.А. Бердяев;
3. А.Н. Радищев;
4. Ф.М. Достоевский.
58. Представитель русского марксизма:
1. Г.В. Плеханов;
2. Н.К. Михайловский;
3. Н.Ф. Федоров;
4. В.С. Соловьёв.
59. Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в:
1. объединении всех религий;
2. воскрешении всех предков;
3. превращении человечества в лучистую энергию;
4. уничтожении страданий на земле.
60. Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной:
1. философия жизни;
2. философия всеединства;
3. космизм;
4. экзистенциализм.
61. Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.
1. Н.А. Бердяев;
2. В.С. Соловьев;
3. А.И. Герцен;
4. Н. Федоров.
62. По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря:
1. вере в Бога;
2. научному знанию;
3. смирению;
4. любви к ближнему.
63. Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются:
1. одиночество и страх;
2. смерть и отчаяние;
3. разум и мораль;
4. вера и любовь.
64. «Философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях» есть:
1. материя;
2. явление;
3. мера;
4. качество.
65. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?
1. структурность;
2. движение;
3. отражение;
4. стабильность.
66. К атрибутам материи не относится:
1. структурность;
2. движение;
3. покой;
4. отражение.
67. Последовательность состояний отражает категория:
1. времени;
2. пространства;
3. материи;
4. необходимости.
68. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
1. движение;
2. время;
3. пространство;
4. качество.
69. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал:
1. Лейбниц;
2. Лукреций Кар;
3. Ньютон;
4. Эйнштейн.
70. Наиболее сложной формой отражения является:
1. раздражимость;
2. сознание;
3. чувствительность;
4. психика.
71. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:
1. Платон;
2. Г. Гегель;
3. К. Г. Юнг;
4. З. Фрейд.
72. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:
1. материи;
2. пространства;
3. истины;
4. теории.
73. Когерентность – это:
1. самосогласованность знания;
2. способность знания инициировать постановку новых проблем;
3. эстетическая приглядность знания;
4. неопровержимость знания.
74. Эвристичность относится к:
1. логическим критериям научности;
2. эмпирическим критериям научности;
3. внелогическим критериям научности;
4. вероятностным критериям научности.
75. Один из основных принципов диалектики:
1. принцип изоляции;
2. принцип развития;
3. принцип дополнительности;
4. принцип неопределенности.
76. Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития:
1. закон единства и борьбы противоположностей;
2. закон перехода количественных изменений в качественные;
3. закон о взаимопереплетении причин и следствий;
4. ни один из законов диалектики не может ответить на этот вопрос.
77. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
1. отрицания отрицания;
2. переход количественных изменений в качественные;
3. единство и борьба противоположностей;
4. закон сохранения и превращения энергии.
78. Теория самоорганизации сложных систем:
1. синергетика;
2. бифуркация;
3. монадология;
4. материализм.
79. К важнейшим функциям научной теории можно отнести:
1. коммуникативную;
2. эмоциональную;
3. побудительную;
4. систематизирующую.
80. Метод, не применяющийся в научно-техническом познании:
1. комбинационно-синтезирующий;
2. герменевтический;
3. эксперимент;
4. анализ.
81. Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для:
1. понимания;
2. объяснения;
3. верификации;
4. описания.
82. Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»:
1. исследовательская программа;
2. научная революция;
3. теория;
4. парадигма.
83. « Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»:
1. индивид;
2. самость;
3. индивидуальность;
4. личность.
84. К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?
1. эросу;
2. людусу;
3. агапэ;
4. прагме.
85. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии:
1. экзистенциализм;
2. французский материализм XVIII века;
3. феноменология;
4. постмодернизм.
86. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций:
1. Г.В.Ф. Гегель;
2. О. Конт;
3. К. Маркс;
4. А. Тойнби.
87. Общественный прогресс – это:
1. уровень развития общества;
2. состояние общества в целом на определенном этапе развития;
3. поступательное движение общества от простых форм к более сложным;
4. производственное развитие.
88. Согласно Шпенглеру, цивилизация – это:
1. завершающая стадия в развитии культуры;
2. эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры;
3. период возникновения, зарождения культуры;
4. синоним духовной культуры.
89. Глобальные проблемы – это:
1. проблемы, решение которых еще не найдено наукой;
2. проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества;
3. присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам;
4. экологические проблемы.