Описание
ТЕСТИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. В содержание понятия «методология науки» входит все, кроме:
1. теория как совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах;
2. учение об идейных позициях науки;
3. наука о принципах и методах познания;
4. учение о логике и методах исследования.
2. В структуру методологического знания не входит:
1. диалектическая методология;
2. общая методология;
3. специальная методология;
4. частная методология.
3. Общей методологией отечественной психологии выступает:
1. решение проблемы соотношения физиологических и психических процессов;
2. основные положения материалистической диалектики;
3. культурно-историческая теория психики человека Л.С.Выготского;
4. решение проблемы врожденного и приобретенного в психике человека.
4. Частной методологией психологической науки выступает:
1. представление о том, что сознание – это высшая форма психического отражения;
2. культурно-историческая теория психики человека Л.С.Выготского;
3. методы и методики исследования конкретных психических явлений;
4. диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира.
5. К функциям методологического знания не относится:
1. организация и структурирование научных знаний;
2. разработка новых теорий и концепций;
3. мировоззренческая интерпретация результатов науки;
4. определение методологических норм и регламентаций.
6. Отношение научной психологии к житейскому психологическому опыту наиболее точно можно выразить следующим образом:
1. научная психология чаще всего опровергает житейский опыт;
2. научная психология чаще всего опровергается житейским опытом;
3. научная психология никак не связана с житейским опытом;
4. научная психология опирается на житейский опыт и черпает в нем свои задачи.
7. Термин “психология” в буквальном переводе означает
1. наука о себе;
2. наука о духе;
3. наука о душе;
4. наука о сознании.
8. В современном понимании отечественных ученых психология – это наука о:
1. развитии и функционировании сознания;
2. развитии личности;
3. фактах, закономерностях и механизмах психики;
4. поведении человека.
9. Врожденная жесткая программа поведения, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие свойства среды – это
1. навык;
2. инстинкт;
3. интеллект;
4. рефлекс.
10. Свойством высших психических функций является то, что они:
1. социальны;
2. опосредованы;
3. произвольны;
4. системны.
11. Какие качества личности предопределены социальными факторами:
1. инстинкты;
2. безусловные рефлексы;
3. ценностные ориентации;
4. генетические особенности.
12. И.П.Павлов полагал, что тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяют:
1. два свойства нервных процессов;
2. три свойства нервных процессов;
3. четыре свойства нервных процессов;
4. пять свойств нервных процессов.
13. А.А. Ухтомский понимал временно господствующий набор рефлексов человека, направляющий в данный момент времени все поведение организма на решение одной, наиболее важной для него задачи как:
1. установку;
2. доминанту;
3. направленность;
4. совокупность волевых качеств.
14. Какие функции выполняют теории личности:
1. фиксируют поведение индивида;
2. объясняют и предсказывают поведение личности;
3. регулируют поведение индивида;
4. формируют качества личности.
15. Первый в нашей стране фундаментальный труд по общей психологии, который имеет методологическое значение и назывался “Основы общей психологии” написал:
1. Л.С.Выготский;
2. А.Н.Леонтьев;
3. С.Л.Рубинштейн;
4. А.Р.Лурия.
16. Основоположник направления психологии, считающего источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты:
1. А. Адлер;
2. З. Фрейд;
3. А.Н. Леонтьев;
4. С.Л. Рубинштейн.
17. Как рассматривается в индивидуальной психологии А. Адлера сущность человека:
1. как единый и самосогласующийся организм;
2. как особь, развивающуюся под влиянием физиологическогоначала;
3. как организм, формирующийся под влиянием среды;
4. как организм, механически реагирующий на внешние раздражения.
18. В каком контексте рассматривает А. Адлер человека в его развитии:
1. как целостную систему внутренних взаимосвязей;
2. как индивида, включенного в общество;
3. как индивида, отрицающего чувства общности;
4. как индивида, формирующегося по физиологическим законам.
19. Что по А. Адлеру определяет поведение человека:
1. мнение о себе и об окружающих людях;
2. общественное мнение;
3. нормы группы;
4. ценностные ориентации.
20. На чем сконцентрировано внимание в Эго-психологии Х. Эриксона:
1. на раскрытии сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни;
2. на изучении личности вне связи с обществом;
3. на исследовании качества “Эго”, его достоинства, раскрывающегося в различные периоды развития;
4. на исследовании психических качеств личности в социальной среде.
21. Основная концепция социокультурной теории К. Хорни заключается в том, что в основе нарушений функционирования личности (тревога, неврозы) лежат:
1. понимание недостаточности своего материального положения;
2. уникальные стили межличностных отношений (чувство безопасности);
3. низкий культурно-образовательный уровень;
4. предчувствие мирового экономического кризиса.
22. Какая теория отвергает положение о том, что человек есть продукт наследственных факторов или влияния среды:
1. психодинамическая теория;
2. индивидуальная теория личности;
3. экзитенциалистская теория;
4. теория черт.
23. В гуманистической психологии А.Маслоу рассматривает человека как:
1. особый вид живых существ;
2. одно из звеньев животного мира с адекватными животным реакциями;
3. организм, мало чем отличающийся от запрограммированных машин;
4. социализированная личность.
24. Гуманистическая психология А.Маслоу утверждает, что:
1. люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил;
2. творчество является наиболее универсальной характеристикой людей;
3. формирование личности целиком зависит от внешних обстоятельств;
4. наиболее типичным для людей является врожденная агрессивность.
25. Психология как наука о поведении – это:
1. гештальтпсихология;
2. психоанализ;
3. бихевиоризм;
4. гуманистическая психология.
26. Культурно – историческая теория психики была разработана
1. С.Л. Рубинштейном;
2. Л.С.Выготским;
3. А.Н.Леонтьевым;
4. П.Я.Гальпериным.
27. Согласно Л.С.Выготскому, все психические функции можно разделить на два вида: натуральные и
1. ненатуральные;
2. высшие;
3. низшие;
4. биологические.
28. Согласно Л.С.Выготскому, человек овладел собственным поведением при помощи психологических орудий, в качестве которых выступают:
1. орудия труда;
2. знаки;
3. психические функции;
4. средства общения.
29. Процесс перевода внешних средств во внутренние и создание собственных средств для управления своими психическими функциями называется:
1. зоной ближайшего развития;
2. сензитивным периодом развития;
3. интериоризацией;
4. экстериоризацией.
30. К каким общепсихологическим категориям относятся такие категории, как память, эмоции, ощущение, восприятие мышление, чувства, воля:
1. отражение;
2. сознание;
3. личность;
4. общение.
31. Свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности, называется
1. чувствительностью;
2. сознанием;
3. психикой;
4. мышлением.
32. В топографической модели З. Фрейда выделяются три уровня:
1. воля, характер, темперамент;
2. сознание, предсознательное, бессознательное;
3. потребность, мотив, значимость;
4. подсознательное, бессознательное, коллективное бессознательное.
33. Из каких компонентов состоит по З. Фрейду структурная модель психической жизни человека:
1. характер, темперамент, физиологические функции;
2. ид, эго, суперэго;
3. функционально – энергетический потенциал, потребности, мотивы;
4. потребности, мотивы, направленность, цели.
34. К основным видам деятельности человека не относится:
1. игра;
2. учение;
3. труд;
4. общение.
35. Деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах, является:
1. внешней;
2. внутренней;
3. эмоциональной;
4. предметной.
36. Становление деятельностного подхода в развитии личности в наибольшей степени связано с:
1. с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского;
2. с разработками в области теории деятельности А.Н.Леонтьева;
3. с концепцией персонализации А.В. Петровского;
4. все ответы верны.
37. В концепции деятельностного подхода к проблеме развития личности А.Н.Леонтьев исходит из представления о том, что:
1. деятельность человека отражает отношения к противостоящему ему обществу;
2. деятельность человека не зависит от общества, к которому он принадлежит;
3. для человека общество составляет ту внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться;
4. общество производит деятельность образующих его индивидов.
38. Какого рода деятельность, согласно концепции деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, следует отнести к внешней:
1. идеальная деятельность сознания;
2. оперирование образами;
3. конструирование;
4. представление о предметах и явлениях.
39. Какого рода деятельность, согласно концепции деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, следует отнести к внутренней:
1. общение;
2. представление о предметах и явлениях;
3. конструирование;
4. участие в соревнованиях.
40. Отечественная психология объясняет формирование личности:
1. биологической природой человека;
2. физиологическими процессами;
3. воздействием среды и воспитания;
4. ролью труда.
41. Человек как единичное природное существо, представитель рода, это:
1. личность;
2. индивид;
3. индивидуальность;
4. субъект деятельности.
42. Человек как социальная сущность, общественный индивидуум, это:
1. индивидуальность;
2. индивид;
3. конформист;
4. личность.
43. Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека, его уникальность, специфика и неповторимость, это:
1. личность;
2. индивидуальность;
3. индивид;
4. субъект деятельности.
44. К.К. Платонов не включает в структуру личности:
1. опыт (знания, умения, навыки);
2. направленность;
3. особенности психических процессов;
4. специфические формы общения.
45. “Ядром структуры личности” К.К.Платонов считал:
1. направленность;
2. опыт (знания, умения, навыки);
3. особенности психических процессов;
4. специфические формы общения.
46. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами, это:
1. способности;
2. ценностные ориентации;
3. инстинкты;
4. темперамент.
47. Свойствами личности являются указанные, кроме такого, как:
1. ценностные ориентации;
2. направленность;
3. антропологические характеристики;
4. целеустремленность.
48. Основоположник направления психологии, считающего источником активности личности неосознаваемые влечения и инстинкты:
1. З.Фрейд;
2. Д.Уотсон;
3. В.Вундт;
4. У.Джеймс.
49. Стремление личности к объекту, являющееся источником её активности, называется:
1. влечением;
2. мотивом;
3. потребностью;
4. инстинктом.
50. Создателем теории, которую называют “пирамидой потребностей” является:
1. К. Левин;
2. Л.С.Выготский;
3. С.Л.Рубинштейн;
4. А. Маслоу.
51. В иерархии потребностей по А.Маслоу доминируют:
1. физиологические потребности;
2. потребности самоактуализации или личного совершенствования;
3. потребности принадлежности и любви;
4. потребность власти.
52. В иерархии потребностей А. Маслоу расположил как низшие:
1. потребности принадлежности и любви;
2. потребности актуализации или потребности личного совершенствования;
3. потребности самоуважения;
4. физиологические потребности.
53. Ведущее место в концепции А.В.Петровского, объясняющей становление личности, занимает акая социальная потребность, как:
1. потребность в общении;
2. потребность в персонализации;
3. потребность в познании;
4. потребность в самоопределении.
54. Личностные качества наиболее успешно формируются:
1. под влиянием диффузных групп;
2. под влиянием большого общества;
3. под влиянием референтных малых групп;
4. вне общественных влияний.
55. Побуждение к деятельности для удовлетворения определенной потребности называется:
1. установкой;
2. желанием;
3. направленностью;
4. мотивом.
56. В теории деятельности механизм образования мотивов назван:
1. сдвигом цели на условия;
2. сдвигом смысла на цель;
3. сдвигом условия на цель;
4. сдвигом мотива на цель.
57. На чем по З. Фрейду основана мотивация человека:
1. на социальных потребностях;
2. на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями;
3. на осознании субъективных возможностей для достижения цели;
4. на осознании своего “Я”.
58. Мотивационная сфера личности тесно связана с особенностями:
1. эмоциональной сферы личности;
2. смысловой сферы личности;
3. системой отношений личности;
4. личностными установками.
59. Как в психологии личности раскрывается понятие “усвоение”:
1. направленность личности на объекты и явления объективного мира;
2. основной путь приобретения общественно-исторического опыта;
3. любопытство, направленное на отдельные объекты или явления;
4. легкость приобретения знаний.
60. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации называются:
1. потребностью;
2. влечением;
3. направленностью;
4. ценностной ориентацией.
61. Качества личности, которые не формируются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними, это:
1. поведенческие качества;
2. индивидуально-типологические качества;
3. общепсихологические качества;
4. социально-психологические качества.
62. А.В Петровский указывает, что для понимания личности человека надо наблюдать его:
1. только в условиях лабораторного эксперимента;
2. только в индивидуальной деятельности;
3. только увидев его в сети межиндивидуальных связей;
4. только проведя беседу и анкетирование.
63. Один из принципов отечественной психологии, утверждающий, что особенности психики определяются образом жизни человека, называется
1. принципом детерминизма;
2. принципом развития;
3. принципом единства сознания и деятельности;
4. культурно – исторической теорией.
64. Кто из отечественных психологов обосновал принцип единства сознания и деятельности:
1. Б.М. Теплов;
2. В.Г. Асеев;
3. С.Л. Рубинштейн;
4. А.Г. Ковалев.
65. Принципом, подразумевающим постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и в содержательном аспекте, является:
1. принцип иерархии;
2. принцип развития;
3. принцип системного подхода;
4. принцип детерминизма.
66. Метод психологии, который подразумевает целенаправленное, организованное восприятие и регистрацию поведения объекта – это:
1. наблюдение;
2. эксперимент;
3. беседа;
4. анкетирование.
67. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени – это:
1. сравнительный метод;
2. лонгитюдный метод;
3. комплексный метод;
4. метод наблюдения.
68. Активное вмешательство в изучаемое явление предполагает такой метод психологии, как:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. эксперимент;
4. тестирование.
69. Метод, представляющий собой краткие стандартизированные вопросы и задания, имеющие определенную шкалу значений – это:
1. эксперимент;
2. беседа;
3. анкетирование;
4. тестирование.
70. Работа с малоструктурированным материалом предполагается при использовании:
1. тестов способностей;
2. тестов достижений;
3. личностных опросников;
4. проективных методов.
71. Методы индивидуальной психотерапии относятся к:
1. теоретическим методам;
2. эмпирическим методам;
3. психодиагносическим методам;
4. прикладным методам.
72. Методы социально-психологического тренинга являются методами:
1. экспериментальными;
2. коррекционными;
3. измерительными;
4. диагностическими.