Описание
ТЕСТИРУЮЩАЯ СИСТЕМА
1. Область профессиональной деятельности специалистов, развивающих научную основу для изучения и использования психологических факторов в предупреждении и преодолении болезней, решения широкого круга задач, связанных с охраной здоровья населения – это:
1. медицинская психология;
2. клиническая психология.
2. Какое определение клинической психологии отражает значение научно-теоретических, базисных оснований и исследовательских разработок в области клинической психологии?
1. Клиническая психология – область профессиональной деятельности психологов, направленная на охрану и укрепление здоровья населения;
2. клиническая психология – область психологической науки, изучающая частные и общие закономерности нарушений и восстановления психической деятельности при разных патологических состояниях и аномалиях развития;
3. клиническая психология – область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики, исследуя ситуации измененной, нарушенной психической деятельности.
3.Кого из французских психиатров и психологов можно считать основоположниками клинической психологии?
1. Ж.-М. Шарко;
2. А. Бине;
3. Т. Рибо и И. Тэна;
4. Пьера Жане;
5. Ш. Рише.
4. Кто сформулировал “закон обратного развития” психических функций?
1. Ж.-М. Шарко;
2. А. Бине;
3. Т. Рибо;
4. Пьер Жане;
5. Ш. Рише.
5. “Закон обратного развития” психических функций Т. Рибо гласит:
1. их угасание при болезни идет путем, обратным развитию и росту, так что первыми нарушаются низшие функции, автоматизмы, последними – те процессы, которые формируются позже других – наиболее сложные, произвольные;
2. их угасание при болезни идет путем, обратным развитию и росту, так что первыми нарушаются те процессы, которые формируются позже других – наиболее сложные, произвольные; последними – низшие функции, автоматизмы;
3. их угасание при болезни идет путем, обратным развитию и росту, так что первыми нарушаются те процессы, за которые отвечают более древние структуры коры мозга, последними – за которые ответственны более молодые структуры.
6.Кем была основана в 1885 г. первая психологическая лаборатория в нашей стране?
1. Н.Н.Ланге;
2. А.А.Токарским;
3. С.С.Корсаковым;
4. В.М. Бехтеревым.
7.Какая из отраслей клинической психологии изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях?
1. Патопсихология;
2. нейропсихология;
3. психосоматика;
4. психофармакология.
8.Какая из отраслей клинической психологии изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга?
1. Патопсихология;
2. нейропсихология;
3. специальная психология;
4. психофармакология.
9.Какая из отраслей клинической психологии занимается изучением психологических механизмов нарушений психического развития?
1. Патопсихология;
2. нейропсихология;
3. специальная психология;
4. психокоррекция.
10.Специфика клинической психологии состоит в том, что клинический психолог занимается исследованием:
1. родовых особенностей субъекта;
2. видовых особенностей субъекта;
3. индивидуальных особенностей субъекта;
4. физиологических особенностей субъекта.
11.Практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого поколения, высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни – это:
1. психодиагностика;
2. психокоррекция;
3. психотерапия;
4. психопрофилактика.
12.Система общегосударственных мер по укреплению здоровья всего населения – это:
1. первичная профилактика;
2. вторичная профилактика;
3. третичная профилактика.
13.Выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям и психологическая работа с этими группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни – это:
1. первичная профилактика;
2. вторичная профилактика;
3. третичная профилактика.
14.Работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни – это:
1. первичная профилактика;
2. вторичная профилактика;
3. третичная профилактика.
15.Если по данным экспериментального психологического исследования психолог дает заключение о структуре психической деятельности больного, позволяющее врачу правильно поставить диагноз, то – это:
1. нозологическая диагностиика;
2. топическая диагностика;
3. функциональная диагностика;
4. типологическая диагностика.
16.Если по данным экспериментального психологического исследования определяется место поражения мозга, то- это:
1. нозологическая диагностиика;
2. топическая диагностика;
3. функциональная диагностика;
4. типологическая диагностика.
17.Диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям – это:
1. нозологическая диагностиика;
2. топическая диагностика;
3. функциональная диагностика;
4. типологическая диагностика.
18.Если по данным экспериментального психологического исследования психолог дает заключение о состоянии нарушенных и сохранных психических функций, то – это:
1. нозологическая диагностиика;
2. топическая диагностика;
3. функциональная диагностика;
4. типологическая диагностика.
19.Целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями – это:
1. психологическая диагностика;
2. психологическое воздействие;
3. психологическая экспертиза;
4. психопрофилактика.
20.Кто является автором теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)?
1. Л.С. Выготский;
2. А.Р.Лурия;
3. П.К. Анохин;
4. И.П.Павлов.
21.Какое из определений высших психических функций (ВПФ) верно?
1. ВПФ – все функции психической деятельности, за которые отвечает кора головного мозга;
2. ВПФ – сложные функции сознательной и бессознательной психической деятельности, подчиняющимся всем закономерностям психической деятельности;
3. ВПФ – сложные функции сознательной психической деятельности, осуществляющейся на основе соответствующих мотивов, регулирующейся соответствующими целями и программами, и подчиняющимся всем закономерностям психической деятельности.
22.Какой из перечисленных характеристик не обладают высшие психические функции?
1. Они формируются прижизненно;
2. они опосредованы по своему психологическому строению;
3. они контролируются на бессознательном уровне;
4. они произвольны по способу осуществления.
23.Вследствие какого качества возможно осуществление восстановления высших психических функций (ВПФ) при локальных поражениях мозга?
1. Вследствие пластичности ВПФ;
2. вследствие ригидности ВПФ;
3. вследствие отсутствия четкой локализации ВПФ в центральной нервной системе.
24.Согласно теории А.Р.Лурия :
1. каждая психическая функция обеспечивается своим участком мозга;
2. все зоны мозга принимают равное участие в реализации психических функций;
3. существуют разные механизмы мозговой организации для разных высших психических функций;
4. в обеспечении любой психической функции участвует весь мозг, как высокодифференцированное целое, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (системных зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции.
25.Сколько функциональных блоков мозга описал А.Р.Лурия?
1. Два;
2. три;
3. четыре;
4. пять.
26.Блок, отвечающий за уровень активации коры, бодрствования – это:
1. блок регуляции тонуса;
2. блок приема и переработки информации;
3. блок программирования и контроля.
27.За произвольную регуляцию деятельности отвечает :
1. блок регуляции тонуса;
2. блок приема и переработки информации;
3. блок программирования и контроля.
28.Структуры, являющиеся корковыми концами анализаторов, входят в:
1. блок регуляции тонуса;
2. блок приема и переработки информации;
3. блок программирования и контроля.
29.Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций, с мозговым субстратом надо соотносить:
1. непосредственно психические явления;
2. опосредующие психические явления факторы.
30.Факторы, связанные с работой различных анализаторных систем – это:
1. модально-неспецифические факторы;
2. модально-специфические факторы;
3. полушарные факторы;
4. ассоциативные факторы.
31.Факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга – это:
1. модально-неспецифические факторы;
2. модально-специфические факторы;
3. полушарные факторы;
4. ассоциативные факторы.
32.Факторы, которые отражают процессы переработки уже преобразованной в коре больших полушарий информации – это:
1. модально-неспецифические факторы;
2. модально-специфические факторы;
3. полушарные факторы;
4. ассоциативные факторы.
33.Факторы, связанные с абстрактными (вербально-логическими) и конкретными (наглядно-образными) способами переработки информации относятся к:
1. модально-неспецифическим факторам;
2. модально-специфическим факторам;
3. полушарным факторам;
4. ассоциативным факторам.
34.Фактор «инертности — подвижности» нервных процессов отсится к:
1. модально-неспецифическим факторам;
2. модально-специфическим факторам;
3. полушарным факторам;
4. ассоциативным факторам.
35.Факторы «активации — дезактивации», «спонтанности — аспонтанности» относятся к :
1. модально-неспецифическим факторам;
2. модально-специфическим факторам;
3. полушарным факторам;
4. ассоциативным факторам.
36.Факторы «программирования и контроля», «симультанной организации» психических процессов относятся к :
1. модально-неспецифическим факторам;
2. модально-специфическим факторам;
3. полушарным факторам;
4. ассоциативным факторам.
37.Фактор произвольной (непроизвольной) регуляции психической деятельности относится к :
1. модально-неспецифическим факторам;
2. межполушарным факторам;
3. полушарным факторам;
4. ассоциативным факторам.
38.Какой из перечисленных ниже принципов не относится к основным принципам клинико-психологического эксперимента?
1. Принцип включенности как наблюдателя, так и испытуемого;
2. принцип количественного анализа результатов эксперимента;
3. принцип качественного анализа результатов деятельности испытуемого;
4. принцип взаимодействия экспериментатора и испытуемого.
39.Внутренняя картина болезни – это:
1. осведомленность больного о болезни;
2. отражение в психике человека, вольное или невольное, осознанное или неосознанное, его физического состояния;
3. предрассудки, возникающие у человека по поводу болезни;
4. те психические изменения, которые сопровождают болезнь.
40.Сколько уровней выделяют сегодня во внутренней картине болезни (ВКБ)?
1. Пять;
2. четыре;
3. три;
4. два.
41.Сколько психологических параметров дизонтогенеза описано В.В.Лебединским?
1. Два;
2. три;
3. четыре;
4. пять.
42.Процессы межфункционального взаимодействия при нормальном развитии обусловлены законом :
1. гетерохронии развития функций;
2. асинхронии развития функций.
43.Разновременность формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим – это:
1. асинхрония развития функций;
2. гетерохрония развития функций.
44.Нарушение высшей психической функции, при котором в мышечной, эфферентной сфере все сохранно, но действие более сложного порядка, нуждающееся в афферентном подкреплении, организации двигательного акта, не выполняется, называется :
1. агнозией;
2. апраксией;
3. афазией;
4. атакситей.
45.Нарушение процесса восприятия, которые наблюдаются на фоне полной сохранности сенсорики, называется :
1. агнозией;
2. апраксией;
3. афазией;
4. атакситей.
46.Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее при локальных поражениях коры и “ближайшей подкорки” левого полушария (у правшей) называется :
1. агнозией;
2. апраксией;
3. афазией;
4. атакситей.
47.Симптом – «рука-лопата» наблюдается при :
1. кинестетической апраксии;
2. кинетической апраксии;
3. пространственной апраксии;
4. регуляторной апраксии.
48.Снижение уровня обощения, искажение процесса обобщения относятся к :
1. нарушению операциональной стороны мышления;
2. нарушению динамики мышления;
3. нарушению личностного компонента мышления.
49.Инетрность мышления, обстоятельность мышления относятся к :
1. нарушению операциональной стороны мышления;
2. нарушению динамики мышления;
3. нарушению личностного компонента мышления.
50.Разноплановость мышления относится к :
1. нарушению операциональной стороны мышления;
2. нарушению динамики мышления;
3. нарушению личностного компонента мышления.
51.При какой афазии больные вообще не различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь?
1. При акустико-мнестической афазии;
2. при семантической афазии;
3. при моторной афазии;
4. при сенсорной афазии.
52.При какой афазии возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем?
1. При акустико-мнестической афазии;
2. при афферентной моторной афазии;
3. при эфферентной моторной афазии;
4. при сенсорной афазии.
53.При какой афазии нарушается понимание грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные отношения?
1. При акустико-мнестической афазии;
2. при семантической афазии;
3. при моторной афазии;
4. при сенсорной афазии.
54.При какой афазии больной не может произнести ни слова, лишь нечленораздельные звуки?
1. При акустико-мнестической афазии;
2. при афферентной моторной афазии;
3. при эфферентной моторной афазии;
4. при сенсорной афазии.
55.При какой афазии дефект речевой инициативы, проявляется в отсутствии самостоятельных высказываний?
1. При акустико-мнестической афазии;
2. при семантической афазии;
3. при моторной афазии;
4. при динамической афазии.